Вы не авторизировались! Array.
авторизация  |  регистрация

28 марта 2024 - четверг

{menu_doc}

2010-01-14 Выставка «Челябинский фотоклуб: 100 лучших фотографий»

Выставка «Челябинский фотоклуб: 100 лучших фотографий»

Нам обещали мировое фото, а получилось разномастное собрание фотографий, где к настоящим «локомотивам» прицепили «вагоны» и «вагончики» - снимки крайне среднего уровня.

Выставка «Челябинский фотоклуб: 100 лучших фотографий» вызывает смешанные чувства: с одной стороны, видишь три десятка сильных работ, которые не утратили своих достоинств с течением времени. С другой - раздражает многократно повторенная в разных интерпретациях мысль - «это лучшие фотографии мирового уровня». По крайней мере, в печатных материалах и пресс-релизах, сопровождаемых выставку, эта идея звучит постоянно…

Удивляет градус пафоса этого события. Как незапятнанное аристократическое происхождение, неизменно подчеркивается, что Челябинский фотоклуб «старейший» в стране. И что он «народный», когда, как известно, это звание присуждается Министерством культуры после долгих процедур. И вся эта помпа с цветистыми должностями «почетного президента» и «исполнительного директора» …К чему все это?

Любители фотографии знают, что старейшим фотоклубом России является Новосибирский фотоклуб Академгородка (1958г.). Но ценность нашего Челябинского фотоклуба это нисколько не умаляет. Да в списках Министерства культуры народный коллектив «Челябинский фотоклуб» никогда не числился и подтверждения каждые три года не проходил. Ну, это так, для ясности… Но сейчас (для красного словца) можно задним числом и звание народного ему дать – подумаешь, фигура речи, эпитет…

И для известных в городе персон присвоенные себе должности просто вызывают улыбку – этим ли берут творческие личности?

Но дело даже не в словах, главное на выставке – фотографии.

Нам обещали мировое фото, а получилось разномастное собрание фотографий, где к настоящим «локомотивам» прицепили «вагоны» и «вагончики» снимков довольно скромного уровня.

Поэтому становится неловко от таких слов «в одном зале впервые за полвека собраны самые известные на мировых выставочных салонах работы». Снова фигура речи? Невинная гипербола для привлечения зрителей? Да, так поступают, если зазывают на шоу. Что ж, если надо таким образом поступать с людьми, относясь к ним как детям, то можно просто развести руками…

Наверное, для местного патриота в провинциальном Челябинске иметь свою культурную историю, в данном случае в области фотографии – очень важно. Если было международное признание челябинской фотографии, то не такое уж мы культурное захолустье! Да, все так и было. Но оттого что «Моне Лизе» Леонардо да Винчи пририсовать нимб, картина лучше не станет, а недоумение этот факт вызовет. Так и с челябинскими фотографиями, сделанными 30 лет назад, которые были очень высоко оценены в свое время.

Нет необходимости повторять общеизвестный факт, что расцвет Челябинского фотоклуба был связан с газетой «Челябинский рабочий». Работать в качестве фотокора было особенно почетно и ответственно. Лучшие журналисты, с которыми работали фотографы, задавали высочайшую планку качества. Тут были выверены не только идеологические нормы (газета, напомним, была печатным органом обкома партии), но и высокие требования к фоторепортерству, т.е. особый драматизм, яркий характер, эмоциональная насыщенность - все то, что делает те исторические кадры смотрибельными до сих пор. Именно последние качества ценны для зрителя сегодняшнего. Мастерство Ю.Теуша, Е.Ткаченко, М. Петрова, В.Белковского, В.Голованова и других фотографов оттачивалось в столкновении двух начал – требовании правды партии и правды жизни. Известна аксиома «чем жестче система – тем выше результат». К сфере творчества это применимо в полной мере. Репортажная фотография Челябинского фотоклуба – настоящая вершина профессионализма, возможно, не превзойденная до сих пор. Эта школа «ЧР», которая счастливо объединила талантливых людей, и давала почву для феномена фотоклуба. Когда его участники ушли из газеты, начался его упадок. Существовала и существует инерция имен и авторитетов, но она реализуется в культурной памяти некоторой совсем немногочисленной группы людей.

Но вернемся к выставке. Хочется попенять ее устроителям, которые не представили самых лучших работ В.Белковского, Ю.Теуша, Б.Каулина, В.Голованова. Наш классик Михаил Петров представлен одной «Комсомолкой» - не самой яркой своей фотографией. Кстати, многие из работ, отмеченные когда-то на международном уровне, трудно сейчас назвать шедеврами. Про техническую сторону снимка и говорить не стоит. 

Ретроспективный подход дает возможность лучше ощутить время – важнейшую категорию человеческого бытия и пережить целый спектр эмоций от «да, было время золотое» до «как он так смог снять?». Стихийно-эмоциональное смешивается с узкопрофессиональным и вневременным – эстетическим.

Феномен челябинского фотоклуба трудно назвать социокультурным, он, скорее, культурно-географический. Можно ли говорить о большом влиянии фотоклуба на жизнь города в исторически обозримом прошлом? Вряд ли. А на профессиональное фотографическое сообщество? Безусловно, огромное. Как в периферийном Челябинске, исторически не имеющем глубоких культурных традиций, в эпоху, абсолютно глухой к свободе творчества, могли появиться замечательные образцы фотоискусства?
 
На выставке «прицепом» к прославленным фотографиям идут снимки, мягко говоря, невысокого уровня. Может ли кто-то серьезно относиться к сфотографированным бабочкам и ставить такой снимок вместе с работами Б.Каулина, Л.Чуносовой, Ю.Рожкова? При определенном усилии можно заставить увидеть в ней особый ритм, рисунок, композицию, игру света. Но стоит ли делать такие эстетические натяжки, приседая в реверансе перед именем автора? Или замереть от неожиданности перед нерезким кадром, практически браком, любуясь чернокожими мальчиками, купающимися в фонтане? Ну, «не мешайте вы Божий дар с яичницей!» И таких работ не мало.

Где те, недавно вступившие в фотоклуб 50 молодых талантливых фотографов, способных потрясти глаза и чувства сегодняшнего зрителя? Когда-то всего 5 первоклассных челябинских фотографов гремели на всю страну, составляя славу и гордость нашего города. Почему на юбилейной выставке, где логично было бы увидеть развитие тех, легендарных традиций, ничего нового так и не было продемонстрировано? На выставке есть вообще не атрибутированные работы - без названия, без имени автора. Чем объясняется такая демонстративная небрежность? Необходимостью дотянуть количество работ до круглой сотни? Чтобы солиднее было, представительнее? Может, нужно было поступить более честно - отобрав по 10-15 звездных работ наших великих мастеров Челябинского фотоклуба и устроить прекрасную ретроспективную выставку, не разбавляя ее водой посредственности и политической угодливости?

Обидно давать себя профанировать. Еще обиднее ожидать чего-то нового, несмотря на печальный опыт. Нам обещают новую выставку, на этот раз школьной и студенческой фотографии «впервые за 40 лет…». Будут работы со всего Урала. Заведомо успешная выставка, ведь к опытам молодых отношение большей частью благосклонное. Не хотелось бы, чтобы прекрасное дело превратилось в спекуляцию на высоком, предвзятое представительство одних и незаслуженное забвение других, закулисные игры взрослых… И поменьше бы цветистых фигур речи и пафоса, чтобы не выдавать желаемое за действительное.

А Челябинский фотоклуб мы любим!!

 

(По материалам Челябинского областного отделения Союза фотохудожников России)

Статистика: просмотров: (1806), комментариев: (0)


Оцените публикацию:

please wait...



Поделиться статьей с друзьями через:
Добавить в закладки:



Оставить свой комментарий


У статьи еще нет ни одного комментария. Автору будет приятно, если вы оставите свое мнение, это не займет много времени!

Рубрики

22

Посетителя просматривают этот сайт

RSS